- речь, умение мыслить словами. Учение об этом проявлении высшей нервной деятельности человека было разработано И. П. Павловым (1982), который рассматривал  мыслительную деятельность человека как функцию головного мозга, свойственную только человеку. Первой сигнальной системой И. П. Павлов назвал врожденные (безусловные) рефлексы, которые свойственны как высокоорганизованным животным, так и человеку начиная с момента его рождения. Это реакции на кормление, купание, появление близкого человека, боль и т. д., возникающие под действием различных внешних раздражителей. Различие между дальнейшим развитием чело века и животного заключается в том, что человек начинает понимать слова, мыслить словами, а для животного слова остаются просто сигналом, состоящим из определенных сочетаний звуков. Когда человек начинает понимать слова, у него развиваются центры речи, расположенные в коре левого полушария головного мозга, а затем центры чтения и письма. Их функции заключаются в анализе и контроле того, что человек читает, пишет, произносит. Вторая сигнальная система характерна только для человека.

 

Источник: Т.Л. Богданова  "Пособие для поступающих в вузы"