(лат.  «конкурере»  — бежать вместе, соперничать) — форма взаимоотношений особей внутри популяции или между видами, если у них имеется один общий ограничивающий источник существования. Так, в сосновом лесу одни деревья угнетают другие, при этом выживают более мощные особи популяции; в еловом лесу в результате конкуренции между видами за свет нет подлеска из кустарников или трав. В стае волков вожаком становится самый сильный самец; местная австралийская пчела была вытеснена европейской, имевшей жало. Не возникает конкуренции лишь в том случае, когда виды занимают разные места обитания и ведут разный образ жизни. В агроценозах, создаваемых человеком, конкуренция не играет решающей роли и на выживаемость популяции отрицательного влияния не оказывает, так как при создании агроценозов учитываются особенности взаимоотношений растений: поле засевают обычно одной культурой, обеспечивая растениям достаточную площадь питания, истребляют сорняки, поглощающие воду и минеральные вещества. На животноводческих комплексах всех особей помещают в одинаковые условия, обеспечивая одинаковый уход и кормление. Макроэволюция — надвидовая эволюция, в ходе которой виды еще больше обособляются друг от друга, образуя более крупные систематические группы (роды, семейства и т. д.). Так, виды пшеница твердая, пшеница мягкая, пшеница-однозернянка и другие образуют род пшеница, а в свою очередь пшеница, рожь, ячмень и другие злаки составляют семейство злаковых и т. д. Все представители семейства произошли от какого-то одного общего предка в результате микроэволюции, осуществленной в популяциях этого предка. Для воссоздания макроэволюции одновременно используются данные сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии, благодаря чему было выявлено происхождение пшеницы, кукурузы и др.; в животном мире -современной лошади и слона. Метафизический подход (греч. «мета» — вне, «физике» — природа) - подход, противоположный эволюционному. Рассматривает все явления природы и живые организмы как созданные Богом-творцом, не развивающиеся и не изменяющиеся, находящиеся в неподвижности, застое и не связанные друг с другом. На метафизическом восприятии мира (креационизм К. Линнея, Ж. Кювье) основаны идеалистическое направление в философии и различные религиозные учения.

 

Источник: Т.Л. Богданова  "Пособие для поступающих в вузы"