bolРедкий человек может похвастаться тем, что никогда не испытывал чувства боли. Она, подобно тени, сопровождает его от рождения до последнего часа. Как верный телохра­нитель, она постоянно присутствует в организме. Боль учит нас осторожности, предупреждает о грозящей опасности, сигнализирует о болезни. Но как легко превращается она в самого жестокого и беспощадного врага, подавляющего и угнетающего нашу психику, вызывающего тягостную, непреодолимую тревогу.

Боль полезна, как полезен огонь, когда он согревает, а не сжигает, как необходима вода, которая орошает, но не за­топляет. Боль защищает нас до тех пор, пока она информи­рует сознание о болезни, но как только информация вос­принята и угроза миновала, боль становится ненужной и теряет свой защитный смысл.

Конечно же, этот всеобъемлющий феномен организма не мог остаться без внимания ученых мужей. Первым, кто по­пытался объяснить такое понятие, как «боль», был Аристо­тель. Он, описав наличие у человека пяти чувств — зрение, слух, вкус, запах, осязание. Боль в этот список Аристотель не включил, полагая, что это одна из «страстей души», вызванная другими чувствами.

Представления древних о боли доминировали в науке вплоть до XVII века. И лишь в 1644 году детальные исследо­вания анатомии и физиологии человека позволили Рене Декарту выдвинуть предположение о наличии болевого ка­нала, идущего от кожи к мозгу.

Однако, несмотря на многовековую историю изучения боли, единого определения этого ощущения так и не появи­лось. Бесспорным можно считать лишь то, что это — явле­ние субъективное. Интенсивность болевых ощущений все­цело зависит от личностных особенностей человека, его психологического настроя, физического состояния, возра­ста, обстановки, в которой он находится, воспитания. Каж­дый человек воспринимает и выражает боль очень индиви­дуально, да и чувствительность к боли у разных людей неодинакова. Она может быть повышенной, пониженной, а порой и отсутствовать вовсе.

Отсутствие реакции на повреждения считается патологи­ей и наблюдается у людей с определенными заболеваниями нервной системы. Кроме того, это состояние сопровожда­ется нарушением и других видов чувствительности, таких, например, как осязательный, температурный, что, в свою очередь, может привести к весьма нежелательным послед­ствиям. Человек, не чувствующий боли, может, например, пить кипяток, сжигая слизистую оболочку полости рта и пищевода, продолжать ходить с трещиной в кости, абсолют­но никак не реагировать на зубную боль.

Разные причины лежат в основе болевых ощущений. Из­вестно, что боль возникает не только при ушибах, порезах, ранениях, размозжении тканей, ожогах. В природе суще­ствует множество органических и неорганических веществ, вызывающих сильнейшие боли. Кроме того, боль могут вызвать и разнообразные вещества, образующиеся внутри самого организма. Например, продукты тканевого обмена или же соединения, участвующие в регуляции и координа­ции функций тех или иных органов.

Одним из таких болетворных соединений является гистамин. Выяснилось, что при острых и хронических заболева­ниях количество гистамина в крови возрастает в несколько раз. Особенно много его при невралгии, мигрени, стено­кардии, инфаркте миокарда. Организм человека очень чув­ствителен к этому веществу. Даже при концентрации 0,000000000000000001 г/л, что соответствует 54 молекулам вещества на 1 мл, гистамин вызывает болевые ощущения.

Кроме гистамина, боль могут вызвать и некоторые другие вещества: адреналин, ацетилхолин, серотонин, соли калия и кальция. Не последнее место в этом ряду занимают кинины, — вещества, содержащиеся в крови и тканях организ­ма. У здорового человека они отсутствуют. Вместо них по крови циркулируют их неактивные формы — кининогены. Сами же кинины начинают свое существование в тот мо­мент, когда организм травмируется. И, чтобы предохранить себя от кровопотери, он включает в работу сложнейший за­щитный механизм — свертывающую систему крови. Тогда-то, под воздействием так называемого фактора Хагемана, из кининогенов и образуются сами кинины.

В 1931 году было открыто еще одно болетворное вещест­во— субстанция Р. Ее присутствие обнаружили в желудочно-кишечном тракте и мозгу. Но особенно богаты этой субстанцией все отделы центральной нервной системы и зад­ние корешки спинного мозга.

Конечно же, и гистамин, и кинины, и субстанция Р сами по себе вызвать боль не могут. Они лишь сигнализируют о возникших в организме неполадках. Принято считать, что болетворные вещества перекрывают доставку кислорода тканям и тем самым подавляют их дыхание. Образно выра­жаясь, боль — это «крик» задыхающихся клеток и тканей.

Этот сигнал о помощи тут же улавливают химиорецепторы, которые, располагаясь вокруг кровеносных сосудов, образуют своего рода две «линии предостережения» в обо­ронной системе организма: кожную и висцеральную. Кож­ная линия вступает в действие при повреждениях наружных покровов; висцеральная мобилизуется при заболеваниях внутренних органов и сосудистых расстройствах.

Полученный сигнал о возможной угрозе по нервным во­локнам, называемым ноцицепторами, тут же передается в переключающийся мозговой центр — таламус. В таламусе поступившая информация сначала сортируется, а затем по­ступает в другие отделы головного мозга, где и происходит окончательное формирование болевых ощущений и осоз­нанная их оценка.

А так как боль, в зависимости от ее продолжительности, может быть острой или хронической, то для ее проведения в нервной системе существует два типа волокон: быстрореагирующие болевые волокна и волокна медленной хрони­ческой боли.

Когда в мозг поступил сигнал о повреждении ткани или органа, в работу включается гипофиз — расположенная у основания головного мозга железа внутренней секреции. Она вырабатывает особые вещества — эндоморфины, ко­торые по структуре похожи на морфин и другие болеутоля­ющие соединения. Эндоморфины немедленно «связывают­ся» с определенными рецепторами клеток головного мозга, активизируя их, а те, в свою очередь, посылают сигналы, подавляющие болевые ощущения. Но когда боль продол­жается длительное время, то в мозгу человека происходят процессы, препятствующие выработке эндоморфинов.

Источник: А.С. Бернацкий "Загадка человека"