Биологический вид «человек разумный» представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущность. Соответственно первой он, безусловно, принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических процессах — питании, дыхании, выделении, движении, размножении и т. д., которые происходят в нем и которым принадлежит определяющая роль в обеспечении его жизнеспособности. Наряду с этим человек — уникальный вид живых организмов. Он ведет общественный образ жизни, обладает разумом, способностью к творчеству и созидательному труду, речью, позволяющей передавать информацию (знания, умения, навыки) из поколения в поколение, накапливая и приумножая ее.

В отличие от всех других видов, которые приспосабливаются к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, человек переделывает окружающую среду, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, окультуривая растения и одомашнивая животных, развивая науку и производство.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый — биологическая информация, которая зафиксирована как генетическая в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей в индивидуальном развитии человека складывается специфический комплекс анатомических и физиологических признаков, свойств, качеств, отличающих его от других видов живых организмов.

Однако, поскольку существуют разум и речь, у человека имеется и второй вид информации, представленный суммой знаний и умений. Они создаются, сохраняются, используются и приумножаются поколениями людей по мере развития человеческого общества. Освоение их индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в обществе. Данная особенность определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

На социальной сущности людей основаны закономерности нашего исторического развития, что и обусловило ослабление роли естественного отбора. С появлением кроманьонцев (см. ниже) он утрачивает ведущее значение в развитии человека и биологическая эволюция уступает место социальной.

Морфофизиологические характеристики человека не изменились с эпохи кроманьонцев. Однако на ранних этапах развития была ярко выражена внутривидовая и межвидовая борьба за существование и главным фактором эволюции выступал именно естественный отбор.

Изменение условий обитания древних предков человека, австралопитеков (см. ниже), — переход от древесного образа жизни к жизни в степных условиях — привело к прямохож-дению и высвобождению передних конечностей. Это, в свою очередь, способствовало развитию орудийной деятельности с помощью случайно подбираемых предметов. Недостаток растительной пищи стимулировал хищничество и совместные действия на охоте, что усиливало значение социального поведения.

На этом этапе начинаются процессы прогрессивного развития верхних конечностей и головного мозга под действием естественного отбора, направленного на повышение способности к ручному труду и уровня социальности у предков человека.

Доказательства животного происхождения человека

Идея о принадлежности человека животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства этого принадлежит Ч. Дарвину. В своем известном труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области сравнительной анатомии и эмбриологии, систематики, палеонтологии. В частности, Ч. Дарвин подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг) не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков.

Сравним человека и его ближайших «родственников» — человекообразных обезьян (рис. 1–3).

16

Рис. 1. Сравнительная анатомия. Показаны некоторые анатомические различия между человеком и гориллой. На рисунке буквами обозначены: А - особенности анатомии человека (а - череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой, вертикально сбалансированной на позвоночнике; б — небольшие челюсти; маленькие зубы, покрытые толстым слоем эмали; коренные зубы с низкой коронкой; зубная дуга, имеющая форму параболы; в - длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы; г — короткая поясница; д — широкий короткий таз; е — ноги длиннее рук; ж — большой палец ноги расположен параллельно другим пальцам и помогает при ходьбе переносить массу тела). Б — особенности анатомии гориллы (а - череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью расположен спереди от спинного хребта и имеет костный гребень, поддерживающий мощную челюсть и мышцы шеи; 6 — массивные челюсти с большими клыками, коренными зубами, которые имеют высокие коронки и тонкий слой эмали; зубная дуга в форме латинской буквы U; в - короткий большой палец и длинные остальные пальцы руки; г — поясница более короткая, чем у человека; д — удлиненный таз; е -ноги короче рук; ж - отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания).

16.1

Рис. 2. Форма кисти руки человека и человекообразных обезьян: 1 — орангутанг; 2 — шимпанзе; 3 — человек; 4 —горилла

16.2

Рис. 3. Особенности человеческого организма. На рисунке обозначены: 1 — ходьба на двух ногах — вес тела переносится с пятки через наружный край ступни на подушечки и большой палец; нога и ступня действуют подобно рычагу (а — нагрузка передается через большеберцовую кость; б — точка опоры приходится на носок; в — усилие создается ахиллесовым сухожилием, которое, сокращая мышцы икры, поднимает пятку); 2 - разнообразие функций рук (а - силовой захват; б - точный захват; в - ладони, образующие чашу); 3 - бинокулярное зрение - оба глаза могут быть сфокусированы на объектах, расположенных в различных направлениях и удаленных на разные расстояния (а — близко; б — слева; в — справа; г — далеко); 4 — большой мозг — если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами; площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека (а — видимая площадь поверхности мозга; б — площадь поверхности мозга с «расправленными» извилинами - 2090 см2).

Сходство человека с обезьянами давно обращало на себя внимание. Передние конечности хватательные, есть кисть, свободно сгибающаяся и разгибающаяся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги пальцев снабжены сводчатыми ногтями. В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы расположены на лицевой стороне черепа и обращены прямо (см. рис. 3). Поле видимости каждого глаза не изолировано, как у большинства млекопитающих, но перекрывается одно другим - отсюда бинокулярное, объемное зрение. При этом оно и цветное (по данным Н. Н. Ладыгиной-Котс, шимпанзе различают 22 цвета).

Человек и человекообразные обезьяны, в отличие от других млекопитающих, обладают высокоразвитым головным мозгом, имеющим особенно развитые затылочные и лобные доли. Развитие затылочных долей связано с совершенствованием зрения, а лобных — с возникновением сложных форм поведения (у человека - с интеллектуальной деятельностью). Весь комплекс — способные к сложным манипуляциям передние конечности, высокоразвитое зрение и головной мозг у обезьян — основополагающие предпосылки способности к труду.

Источник: Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы"