— исторические этапы дальнейшего развития эволюционного учения Ч. Дарвина. Первый период — романтический (вторая половина XIX в.), когда эволюционное учение одержало победу над метафизическим подходом, что дало толчок к развитию новых областей науки: эволюционной палеонтологии, экологии, биоценологии, эволюционной эмбриологии и т. д. Пропагандистами и сторонниками учения Ч. Дарвина были русские ученые К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, А. О. и В. О. Ковалевские, И. М. Сеченов и ряд зарубежных ученых, в числе которых Э. Геккель, А. Уоллес, Ф. Мюллер и др. Второй период — «отрицания» (конец XIX — начало XX в.), когда были «переоткрыты» законы Менделя. Становление и развитие генетики привело к противопоставлению ее дарвинизму. В это время эволюционное учение продолжало развиваться, а теория естественного отбора стала подвергаться жесткой критике. Этой теории были противопоставлены другие: мутационная, хромосомная, миграционная, гибридизационная, которые утверждали, что виды образуются не постепенно — эволюционно, а скачкообразно — революционно. Автором мутационной теории был голландский ученый Г. де Фриз, хромосомной — американский ученый Т. Морган. Третий период современный синтез, разработка синтетической теории эволюции. Началом его следует считать 1926 г., когда советский ученый С. С. Четвериков сформулировал основные положения популяционной генетики и соединил дарвинизм с современной генетикой. На этой базе сформировалось современное учение о микроэволюции.

Учение о виде — понятие вида как систематической единицы ввел в 1688 г. английский ученый Д. Рей, который писал, что к одному виду принадлежат растения, воспроизводящие себе подобных посредством семян. К. Линней также использовал вид как единицу своей «Системы природы». По Линнею, вид — совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Каждый вид он считал результатом отдельного созидательного акта Творца, неизменным, постоянным и не связанным родством с другими видами. Ж.-Б. Ламарк полагал, что виды существуют в природе, но не вечно, а в течение определенных промежутков времени, т. е. они относительно постоянны. Ч. Дарвин создал учение о виде. В его труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) объяснено происхождение видов в процессе эволюции как в прошлом, так и в будущем. Своим учением о виде Ч. Дарвин нанес сокрушительный удар по метафизическим идеалистическим воззрениям, которые существовали еще в середине XIX в. В дальнейшем учение о виде получило широкое развитие в трудах ученых разных стран, что выразилось в создании теорий микро- и макроэволюции, согласно которым вид состоит из популяций, где осуществляется процесс видообразования.

Источник: Т.Л. Богданова  "Пособие для поступающих в вузы"