Жизнь до рождения
В 40-50-е годы прошлого века ученые открыли, что эмоции, пережитые беременной женщиной, отражаются не только на родившемся ребенке, но и зародыше. Но это было, так сказать, открытие на «кончике пера». И только к середине 60-х годов, когда медицина стала располагать более совершенным оборудованием, это предположение нашло экспериментальное подтверждение. В это время были получены неопровержимые данные, что зародыш обладает слуховыми, сенсорными и другими реакциями.
Уже на шестой неделе внутриутробной жизни ребенок способен к чрезвычайно сложным действиям. В восемь недель он не только без помех двигает головой, руками и торсом, но и использует эти движения как примитивное средство выражения чувств, вкусов, симпатий и антипатий. Ребенок, находясь во чреве матери, больше всего не любит, когда его трогают. В два с половиной месяца он начинает отодвигаться, когда врач надавливает на живот беременной. В четыре месяца ребенок хмурит брови, щурит глаза и гримасничает. Кстати, как раз в этом возрасте формируются и его основные рефлексы. Если погладить ему веки, он зажмуривается, вместо того, чтобы всем корпусом отпрянуть назад, как он делал раньше. Если погладить ему губы, он начинает делать сосательные движения. Ребенок боится холодной воды — если мать выпьет ее, он тут же ответит резкими толчками ног. Но самое поразительное в том, что у него проявляются ярко выраженные вкусы. Стоит добавить сладости в его «меню» (нормальная околозародышевая жидкость содержит мало сладких веществ) — он потребует еще. Но стоит добавить масло с привкусом йода, — не только будет сопротивляться такому питанию, но и сделает гримасу недовольства.
Начиная с 24-й недели ребенок постоянно реагирует на шумы, которых вокруг него немало. Он даже слышит голос матери, отца. Но ритмичное сердце матери доминирует над всеми шумами. Пока этот ритм не меняется, ребенок чув-ствует себя в безопасности. Подсознательное воспоминание о биении материнского сердца, по-видимому, объясняет тот факт, что после рождения ребенок успокаивается, как только его берут на руки или когда он слышит тиканье часов. Зрение не родившегося ребенка развивается более медленно, чем слух, хотя нельзя сказать, что он ничего не видит. Начиная с шестой недели, он реагирует на свет. Например, солнечный. Его реакция на световой луч, направленный на живот матери, чаще всего выражается отворачиванием головы или подпрыгиванием.
В 1925 году американский биолог и психолог У. Кэннон доказал, что страх и беспокойство ведут к появлению в крови животных и людей особых химических соединений — катехоломинов. У беременной женщины эти вещества с кровью матери проникают в плаценту, в результате чего ребенок начинает проявлять беспокойство. А на шестом или седьмом месяце беременности ребенок уже способен поразительно тонко различать реакции и чувства матери и, что еще важнее, он начинает действовать в соответствии с ними. За несколько месяцев до рождения мать и ребенок приступают к синхронизации своих биоритмов и взаимных реакций. Выражается это, например, в том, что женщины-«жаворонки» рожают детей, просыпающихся рано утром, а женщины-«совы» — детей, засыпающих поздно вечером.
Из всего выше изложенного следует сделать вывод, что еще до рождения ребенок познает мир, в котором он окажется через некоторое время, пытаясь дифференцировать его позитивные и негативные факторы.
Источник: А.С. Бернацкий "Загадка человека"